«Счастье жить…»

Проведена в музее встреча климовчан многие из которых были знакомы с Эммой Марковной Лозовской, учились у неё не только музыке, но и умению жить в нашем сложном мире. День её рождения 23 апреля 1942 г. стал точкой отсчета весеннего обновления и надежды на лучшие перемены, в эти апрельские дни было много воспоминаний о её творчестве и жизненном пути. Прозвучали произведения, в которых талант Эммы Марковны звучал, как голос поэта и музыканта. Показана презентация с материалами о значении работы родителей и самой Эммы Марковны в культурно-просветительской жизни Климовска. Творческое наследие Лозовской многие годы будет радовать климовчан.

Климовчане вновь вспомнили рецепт Э.М. Лозовской: «Счастье жить!»

Ссылка на сайт: Климовский любительский оркестр п/у Александра Николаевича Середы, где можно посмотреть вечер памяти Э.М. Лозовской в музее 2017 г.

https://www.youtube.com/channel/UCkqJ4uNk7ty69kgZ37QFJ5Q

Когда сердце переполнено любовью к миру, к людям, к природе, созданной по законам гармонии, у души возникает глубинная потребность преобразовать всё своё восхищение в непрерывном творческом процессе. Творчество для таких людей – это воздух, это образ жизни и долг перед самим собой.

http://икм-климовск.рф/zolushka-iz-klimovska-lozovskaya-e-m/

Ссылка на playlist: Эмма Лозовская – Счастье жить – Подмосковье, Ваше Благородие (нажать на картинку)


https://www.youtube.com/playlist?list=PLW_yKQb8w2WT5vpTQiwqUg_sfcvcNB_yf

Эмма Лозовская – это Муза в том значении, в каком их представляли себе в Древней Греции: прекрасная Женщина с одухотворённым лицом, для которой Музыка неотделима от других видов искусств, любимцы которой – поэты, драматурги, музыканты и актёры.

Эмма Лозовская родилась во время войны на кухне дома №7, расположенного по Заводской улице.  Новорожденная 3 дня не открывала глаза (Шутила позднее:  «Отсыпалась на всю оставшуюся жизнь.»), зато когда открыла… глаза оказались огромными и прекрасными.

Мама помнила себя с раннего детства. «Всё начинается с детства», — часто повторяла она. Каким же было детство будущего поэта? В какой атмосфере происходило формирование личности?

Конечно, фоном были трудности военного и послевоенного времени, голод, сложный быт. Но это лишь фон. «Не мы, а время выбирает нас», — написала мама позднее. Всему поколению было нелегко. А на 1-м плане царила огромная любовь в этой большой семье: у мамы был старший брат и младшая сестрёнка, тёти и дяди, двоюродный брат.

Эмма Марковна родилась в семье преподавателей Лозовского Марка Моисеевича и Савельевой Павлы Евгеньевны. «В конце апреля 1942 года появилась в этой жизни, в разгар войны, я. Мама хотела назвать меня Наташей или Любой, а папа решил, что быть мне Эммой (позже, при тайном крещении меня нарекли Марией)».

Расскажу немного о маминых родителях.

Марк Моисеевич родился на пороге 20 века, 25 апреля (по старому стилю, 8 мая по новому) 1900 года в деревне Белоусовка, заброшенной на южную окраину Брянских лесов. Юношей поехал учиться в Москву, был свидетелем революционных событий, первым подал заявление на открывшиеся в Алексеевсом училище Курсы красных командиров. «В день свержения самодержавия, — вспоминал дедушка, — с утра, собирались рабочие с разных предприятий, в особенности с завода «Серп и молот». На митинг приехал В.И. Ленин. При училище было очень вместительное здание – манеж, где юнкера обучались верховой езде. Некоторые из нас несли караул. Я был свободен. В.И. Ленин стоял на пульте управления, и я и ещё несколько курсантов – рядом. Манеж был переполнен. Ленин призывал к защите молодой советской республики…» Марк Моисеевич принимал участие в боях, был ранен. Вернувшись в родную Белоусовку был избран членом волисполкома. При распределении обязанностей получил назначение заведующего волостным отделом народного образования… Годы побежали один за другим. Дедушка утвердился в решении пополнить своё образование, совершенствоваться. И, конечно же, снова в Москву. В педагогический институт на географический факультет. В одной группе с Марком Моисеевичем училась необычайно красивая девушка из г. Лебедянь, дочь швеи Анны Никифоровны Савельевой, сельская учительница. И тоже по специальности «география». Шли 30-годы. Тяжёлые. Голодные. Незадолго до окончания института решили пожениться. А ещё через некоторое время ждали появления на свет своего первенца, маминого старшего брата. В 40-м году многие родители во славу пакта о ненападении, заключённом между Сталиным и Гитлером, давали сыновьям непривычные для русского слуха имена: Артур, Альберт, даже Адольф. Маминого брата хотели назвать Владимиром, а назвали Арнольдом (Впрочем, необычное имя соответствовало многообразию и необычности его природных дарований.).

А вскоре дедушке, имевшему к тому времени огромный организаторский опыт и соответствующее образование, предложили возглавить школу в Подольском районе Подмосковья, в живописном местечке. Бабушка и дедушка приехали, посмотрели, влюбились с первого взгляда в девственные леса, в бескрайние небесные просторы, в музыку тишины и оставили столицу навсегда.

Закрытое предприятие – п/я №6. Военный завод. Жители – в основном молодые специалисты. Люди жили в бараках без удобств. Маминой семье выделили две комнаты в коммуналке. Дедушка развернул большущую работу по организации школы, набрал штат учителей. И сам, конечно, преподавал географию. Ученики в один голос говорят, что это был Учитель от Бога!

1941 год. Июнь. Война. Вот тебе и пакт о ненападении! Дедушка рванулся на фронт, но ему объяснили его задачи как директора школы, да и возраст уже за сорок…

Война зверствовала четыре года. В разгар войны родилась мама, а в 1945 году – младшая сестрёнка Светланка. Мама так назвала свою дочку прямо в момент рождения, потому что в этот момент за окном ослепительно сияло февральское солнце, и снег роскошными белыми шапками лежал на ветках деревьев. Чувствовалось дыхание Победы, и хотелось жить и радоваться жизни, даже если впереди ожидало немало трудностей.

Голод и холод, отсутствие необходимейших предметов быта продолжались ещё не один год. Марк Моисеевич, который для школы, учителей и учеников мог добиться чего угодно, для себя не имел ничего.

После войны школа разрослась. Стала десятилеткой. Павла Евгеньевна снова поступила в пединститут, на этот раз на филологический факультет – школе нужны были учителя русского языка и литературы. Домашние заботы родители делили пополам. А уж какие горы тетрадей приходилось проверять Павле Евгеньевне. В один из вечеров 15-ти летняя Эмма, примостившись рядом с мамой, написала стихотворение-посвящение маме:

Проверяешь ты тетради,

Сидя в поздний час ночной.

И чего, копейки ради,

Так трудиться, друг ты мой?

 

Ведь никто не понимает,

Сколько силы и труда,

Сколько, рук не покладая,

Ты трудишься до утра.

 

Но твой труд оценят люди

Много-много лет спустя,

Когда взрослым людом будет

Семилетнее дитя.

 

Потрудись же для народа,

Для страны своей родной

И тебе спасибо скажет

Ученик любимый твой.

 

Не было разделения на женские и мужские дела – оба только и успевали поворачиваться. И как только они умудрялись ещё возить детей, всех троих, по подмосковным музеям-усадьбам, по театрам, выставкам! По всем праздникам, на каникулах встречались со своими родственниками, жившими к тому времени в других районах Подмосковья. Родители одними из первых в городе купили телевизор (тогда он был чёрно-белым, с увеличительным стеклом возле экрана) и смотрели по нему прямые трансляции опер, балетов, театральных постановок. На такие просмотры в их доме собирались зрители – коллеги-учителя.

Мамины родители приняли судьбоносное решение разрешить детям посещать расположенную в г. Подольске музыкальную школу – своей в городе не было (впоследствии мама и Светлана избрали музыку своей профессией), умудрились купить трофейное немецкое пианино и книжный шкаф с книгами. Дети эти книги прочитали и, конечно, ходили в библиотеку. Много играли с другими ребятами, дружили и всё время тянулись к творчеству.

Вот, например, как характеризует семью 12-летний Арнольд в своей повести «Наша жизнь»: «Отец наш работал в школе учителем, характер его, можно сказать без преувеличения хороших черт и без умаления недостатков, был хороший, отец наш был добр с тем, кто того заслуживал, в повседневной жизни был серьёзен, много говорить не любил, если уж когда он смеялся, то это было в редкость. Скупой на смех, он достойно оценивал смешное и отделял его от несмешного, над которым другие могли смеяться до упаду. Что касается нашей матери, то о специальности её надо отметить, что она была также учительницей в Климовской семилетней школе №4, т.е. в той самой, в которой работал и отец. Наша мать знала много различных пословиц и поговорок. По-моему, все её пословицы и поговорки могли бы заполнить целую книгу. Между прочим в школе она преподавала русский язык и литературу. Характер нашей матери был в основных чертах чисто я бы сказал народный, т.е. я представлял характер русского человека именно таким, каким обладала мать. В жизни, насколько я замечал, она часто употребляла пословицы и поговорки, очень метко подходившие к каждому данному моменту жизни. Эти пословицы я часто записывал, настолько они восхищали меня своим метким употреблением, как говорится, не в бровь, а в глаз. Характер её мне нравился. Светлана в тот год только что поступила в школу. Эмма окончила три класса с отличными отметками. Я в то время перешёл в шестой класс с хорошими отметками. О характере Светланы, Эммы и моём в том числе судить было ещё рано».

Каждое лето Эмма отдыхала в местечке Хлебниково (район нынешнего аэропорта Шереметьево) у своих любимых тёти – крёстной мамы, Марьи Евгеньевны, и дяди, Александра Васильевича.

Марья Евгеньевна – выпускница царской гимназии (училась на «отлично», поэтому бесплатно), творческая и мечтательная, оказала сильнейшее влияние на формировании девочки. Как она была начитана! Как шила и вышивала! Как интересовалась музыкой и театром! Каждый театральный сезон она бывала на интересных премьерах, привозила программки, а летом Эммочка листала их, а тётя рассказывала об увиденном и услышанном (сюжеты, актёры) и напевала мелодии своим негромким и чистым голосом. А сколько всего выдумывала! И мама всему верила!

Александр Васильевич, военный по образованию, прошёл всю войну, имел много боевых орденов и наград. Был очень добрым человеком и, конечно, рассказывал о войне.

Ещё одним членом семьи в Хлебниково была немецкая овчарка по кличке Пират. Мама была очень привязана к этой с виду грозной собаке и летом 1958 года посвятила Пирату стихотворение:

Смелые, умные глазки

Ждут с нетерпением ласки.

Чёрный, холодненький носик…

Милый, любимый мой пёсик.

 

Помню я лай твой весёлый

В час, как иду я из школы,

Как мы купались в канале,

Как мы котёнка поймали.

 

Хоть ты и стар стал, мой милый,

Мной ты любим с прежней силой.

 

И как не начать писать стихи, если мир так прекрасен! Природа в Хлебниково была изумительной, один канал Москва-Волга чего стоит! Мама со школьной скамьи начала оформлять свои переживания в стихотворной форме. А чувство ритма и формы у неё было безупречным. Впоследствии об этом говорили и преподаватели Гнесинского института, т.к. без ритма и формы нет музыки. В четвёртом классе Эмма отправила одно из своих стихотворений в газету «Пионерская правда». Стихотворение не опубликовали, и на мамин адрес пришёл ответ из редакции, в целом положительный, но с предложением доработать отдельные места.

Всю жизнь мама любила петь. Любила радиопередачу «Разучим песню»: записывала под диктовку редактора программы слова, потом разучивала мелодию и на школьных переменках участвовала в музыкальных номерах в радиорубке, где пела песни под аккомпанемент баяниста, ученика Юрия Верташова. А  школьная подруга Ахмеджанова Ира вспоминает, как однажды, собравшись у мамы дома, они под Эмминым руководством и под фортепианный аккомпанемент Арнольда исполняли песню И. Дунаевского – М. Матусовского «Скворцы прилетели». Как было весело!

В скромном человеке иногда разгорался стихийный протест. Посмотрите на фотографию! Все девочки без чёлок, кроме одной… Это Эмма. Отстояла – в школе не разрешали —  поражённая красотой и добротой героини Янины Жеймо, Золушки. С тех пор на всю жизнь Золушка становится любимой маминой героиней. Всё в ней близко: доброта, терпение, умение прощать, золотые руки…

Не у всякого ученика хватит терпения закончить музыкальную школу, когда у тебя каждый год меняются преподаватели по специальности. Эмме на этот счёт «везло». А так хотелось одного заботливого наставника! Среди череды преподаватели была и Наталия Шервуд, ученица Льва Оборина, и учительница с властным голосом и строгим именем — Владислава Юлиановна, оставившая глубокий след в музыкальном формировании ученицы, т.к. за 6-й класс, когда Эмма училась у этой преподавательницы, ей удалось сделать огромный шаг вперёд. Одним словом, наша терпеливая Золушка, благодаря любви к музыке, закончила школу и первая в своей семье пошла по профессиональной музыкальной дороге. 

Музыкальное училище. Снова трудности. Родители поменяли две большие комнаты в коммуналке на крохотную 2-х комнатную «хрущёвку» с прихожей «метр на метр», пятиметровой кухней и совмещённым санузлом – на 5 членов семьи. И были счастливы.  Занятия музыкой и отдых родителей, вышедших к тому времени на пенсию, — какая сложная задача для любящей дочери! К тому же материальные трудности решать приходилось уже тогда, когда некоторые студенты ещё беспечно живут под родительским крылышком. Вот и пришлось  научиться шить, да ещё и немного играть на… аккордеоне, иначе не удалось бы устроится на работу в детский садик, не имеющий фортепиано.

Училище, расположенное в центре Москвы на улице Якиманка, имело два отделения: народное и дирижёрско-хоровое, но какие сильные! Их преподаватели были «прямыми потомками» профессоров русской классической школы и могли подготовить ребят для поступления в ВУЗ на любое отделение, в зависимости от развившихся интересов:  кто-то в училище «распелся» (сёстры Лисициан), кто-то «разыгрался», кто-то захотел играть и петь в музыкальном театре, как, например, знаменитая впоследствии прима театра оперетты Светлана Варгузова.

Много позже мама удивлялась: как она, такая застенчивая, могла выбрать именно дирижёрско-хоровое отделение, предполагающее работу с большим коллективом людей? Судьба? Или предчувствие: где вокальная музыка – будет союз слова, музыки, будет обращение к большим группам людей.

Любимая учительница Эммы Лозовской, Генриетта Львовна, говорила: «Эмма, Ваше место в Гнесинском институте!» За время учёбы в училище и Гнесинском институте мама активно выступала на главных концертных площадках Москвы под руководством и при непосредственном участии ведущих музыкантов страны.

На 3-м курсе родился сын Илья, все девять месяцев от зарождения выступавший с мамой в консерватории, в концертном зале им. Чайковского, Рахманиновском зале, ЦДКЖ… У нас в семье Музыка  — это святое.

Кто-то тяготится учёбой, хочет поскорей её закончить. А маме было очень жаль расставаться с родным институтом. Позади госсэкзамены – на память о них осталась брошюра с расписанием и программой студентов на выпускных испытаниях. А фотографий в нашем семейном архиве нет – не догадались студенты сфотографироваться вместе, как-то не очень принято было. Фотографии, судьбы… Буквально недавно мы с мамой узнали, что её научный руководитель Евгений Фёдорович Таланов давно вместе с семьёй живёт в Германии.

А параллельно всему происходящему было много подруг и друзей, радости, походов в горы, поездка в фольклорную экспедицию в Мещёру и …непрерывный, как в чистой речке, поток стихов как сложившееся образное мышление. Поколение «шестидесятников» вообще отличалось романтическим порывом и светлым мировосприятием. Уже в этих юношеских сочинениях, стихах ранней молодости перед нами предстаёт вполне зрелый человек с огромной душой, обращающийся к излюбленным на протяжении всей жизни темам: любовь к человеку, природе, Родине; труд; уважение к пожилым людям; отклик на радостные и грустные события в жизни человека; дети; и конечно тема войны:

 

Письмо

 

По снегам сердитым и глубоким

Строгою холодною зимой

Из краёв забытых и далёких

Почтальон принёс ему письмо.

 

Старческими добрыми руками

Он письмо, волнуясь, развернул.

Над простыми милыми строками

Голову седую чуть нагнул.

 

«Я теперь врачом в глухом селеньи

Помогаю людям строить жизнь.

Юрты, снег и Упряжи оленьи

С жизнью навсегда моей сплелись.

 

Часто вспоминаю Вас, поверьте,

Не было ещё того денька…»

В скромненьком голубеньком конверте

Вся любовь его ученика.

 

Как в глазах его восторг сияет!

Словно юность веет ветерком.

И слезинку счастья утирает

Старенький учитель рукавом.

12 марта 1959г.

 

Без названия

 

За счастье бороться не очень легко,

Ведь счастье не рядом, оно далеко.

И долго придётся по жизни идти,

Чтоб счастье навеки себе обрести.

 

Оружие складывать? Нет, никогда!

Бороться, бороться, бороться всегда!

Самим надо счастье себе добывать,

Чтоб с честью: «Я счастлив», — народу сказать.

 

И жить для народа, творить для страны,

Такими быть люди на свете должны.

 

Творчество и любовь к искусству в замечательной семье Лозовских являлись питательной средой. Брат Арнольд был чрезвычайно эрудированным человеком. Закончил школу с серебряной медалью. Работал экскурсоводом в группах с немецкими туристами. Мог часами на Пушкинской площади в Москве, 6 июня, в день рождения Пушкина, возле памятника читать наизусть стихи поэта, увлекался химией (учился в Московском Химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева), любил природу (учился в Московском Лесотехническом институте), любил науку и технику, работал на разных работах, включая работу контролёра ОТК во Всесоюзном Государственном фонде кинофильмов, т.к. любовь к искусству была в этом человеке превыше всего. Он замечательно владел фортепиано, подбирая сложные произведения с авторской гармонией в многобемольных тональностях, семиструнной гитарой (имел обширный репертуар, выступал соло, в дуэте с Павлом Марковым (гитара-мандолина), в качестве аккомпаниатора, играл в народном театре «Факел» под управлением Фёдора Гнития, фотографировал, рисовал и …тоже писал стихи:

Победное оружие ковали

Вы, подольчане, в грозные те годы

Вели борьбу в нетопленых цехах,

Превозмогая тяжкие невзгоды,

И верили в победу на фронтах.

 

Припав к станку, вы сутками не спали,

Чтоб мир потом заснуть мог в тишине.

Победное оружие ковали

Истерзанной, пылающей стране.

 

Юнцы, подростки, где вы брали силы,

Порою засыпая на ходу?

Вы отдали весь жар сердец России,

Вы обуздали дикую орду!

 

Вы счастье жизни подарили всем нам,

Нет слов, чтоб это чувство передать.

Вам в благодарность кланяюсь я земно,

И кланяется вам Отчизна – мать.

 

Ты за них живёшь…

Ты, солдат, стоишь,

Скорбно вдаль глядишь.

Смотришь – не моргнёшь,

С места не сойдёшь.

Рвался фриц к Москве,

К Волге и к Неве…

А финал один:

Ты пришёл в Берлин!

Под холмом — горой

Каждый здесь – герой.

Но следы войны

Глазу не видны.

Только память вновь

Студит в жилах кровь.

Мы стоим с тобой

У горы святой,

Где погребены

Славные сыны,

Лучшие сыны

Доблестной страны.

Твой отец и брат

Под горой лежат.

И в молчаньи ты

Даришь им цветы.

Тем, кто в землю лёг,

Мир для нас сберёг.

Кто Отчизну спас,

Отдал жизнь за нас.

Помни, человек,

В этот бурный век:

Ты за них живёшь,

По земле идёшь!

(Публикация в газете «Металлург», 18 февраля 1983 года.)

Учителю

Он был для всех нас добрый светлый гений,

Художник сердцем и поэт душой.

На всей Весенней был он всех весенней,

Влюблённый в городок наш небольшой.

 

Он был красив и внутренне, и внешне:

Недаром ведь рождён весенним днём.

И долго ещё будет город вешний

Со светлой грустью вспоминать о нём.

 

Спасибо же, наш дорогой учитель,

За красоты преподанный урок.

Спокоен будь, сходя в сию обитель:

Ты на земле людьми нам стать помог.

18 декабря 1984 года

 

***

Два слова успели всего лишь

Друг другу сказать мы в тот раз.

Но сердце ведь не приневолишь

Не биться, когда чудных глаз

 

Огонь опалит тебе душу;

В них вижу я море и сушу,

Читаю в них жизни я зов

И тайну рожденья миров.

 

Надолго запомню ту встречу:

Обласканный взором твоим,

Я мнил, что весь мир в этот вечер

С тобой нам подарок двоим.

 

Но вслед за тобою обратно

Вернуться я просто не мог:

Исчез бы тогда безвозвратно

Той встречи внезапный ожог.

7 марта 1985 года.

 

 

Младшая сестрёнка Светлана вслед за старшей, Эммой,  закончила музыкальное училище. Преподавала в нашей музыкальной школе фортепиано, работала концертмейстером. Однажды подруга Светланы попросила съездить с ней на прослушивание в один из ведущих московских театров. Подруге нужно было музыкальное сопровождение. В итоге подруге в приёме отказали. «А эту девушку мы бы взяли! – обратились они к Светлане… Уже много лет она со своей семьёй проживает на Украине.

После окончания института соотношение «работа-семья» выстраивалось безусловно в сторону семьи. Поэтому выбор работы во многом определился её местоположением: г. Подольск (руководитель детского хора в Доме Культуры им. Калинина (1966-1971гг.)), Климовск (хормейстер детской хоровой студии Дома пионеров Подольского роно Московской области (1971-1972гг.), руководитель детского хора при хоровой студии в ДК им. 1 мая (1972-1978гг.); музыкальный руководитель в детском саду №8 (1978-1981гг.); музыкальная школа: хормейстер старшего хора и концертмейстер младшего хора, преподаватель теоретических дисциплин, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (1981-2014гг.).

Где бы ни работала Эмма Марковна, всегда относилась со всей душой к своему делу. Так, работая в хормейстером в ДК Подольска и Климовска каждое воскресенье собирала ребят на сводные репетиции – как же иначе готовить хоровые концерты из двух отделений? Принимала активное участие в хоровых слётах, очень популярных в те годы, регулярно принимала участие в творческих сезонах клуба хормейстеров детских и юношеских коллективов и композиторов «Камертон», возглавляемого Председателем  Правления  Хорового общества Московской области, заслуженным артистом РСФСР композитором Георгием Струве. Мы, ребята, имели членские книжечки ВХО и регулярно вклеивали в них новые марки.

 Мама вспоминала курьёзный случай: однажды, придя на новую работу и познакомившись с хористами, она крайне удивилась: почему мальчики сидят и молчат?

-А мы – крестоносцы!

-??

-На нас крест поставили.

-Как?

-А так. Сказали: «Поёте вы плохо. Так что на занятия ходите, слушайте, мы будем отмечать крестиками ваше присутствие, но не пойте».

Удивлению Эммы Марковны не было предела. Ведь известно, какие существуют замечательные хоры мальчиков в разных странах (кстати, выступавшие и на заседаниях Всероссийского Хорового Общества, например из Прибалтики). Вскоре эти «крестоносцы» составили ядро маминого хорового коллектива.

Когда Эмма Марковна работала в детском садике «Ручеёк» её любили все: от повара Нины Ивановны до заведующей садика Татьяны Никитичны и, конечно, ребята, с удовольствием участвующие в утренниках, поставленных по маминым сценариям (ночами печатала их на печатной машинке). Там же, в «Ручейке», она организовала вокальный ансамбль из сотрудников с солисткой Галиной Евгеньевной Клементьевой. Мне запомнилось, как тепло они пели «Как молоды мы были», «Листья жёлтые над городом кружатся». Эмма Марковна подготовила детский вокальный дуэт для конкурса на участие в телепрограмме «Утренняя почта», шедшей в то время по 1 каналу и имевшей высочайший рейтинг.

Эмма Лозовская – это Мама с большой буквы! Я приведу только один пример: поддерживая сына, несшего очень трудную службу в Армии, мама с Ильёй вели ежедневную! переписку. Стихотворение Ивана Бунина очень точно характеризует образ Мамы:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

 

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню, помню голос твой!

 

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

 

Мама любила шить, вязать, смотреть наше и зарубежное кино, слушать музыку (любимые эстрадные певцы – Карел Готт, Анна Герман, Джо Дассен), готовить, ходить в лес за грибами, плавать, принимать гостей – дверь в нашу крохотную квартирку на 1-м этаже всегда была открыта для друзей, любившим приходить «на огонёк» или приезжать из других уголков Подмосковья; шутить, играть на фортепиано (любимые композиторы Ф. Шопен и С. Рахманинов) и немного на гитаре.

И всё это время она писала стихи: когда-то больше, когда-то, в особо трудные моменты жизни, меньше. Как ей это удавалось без надлежащих условий, таких как тишина, отрешённость? Очевидно, разгадка этого феномена кроется в Богом данном таланте и самостоятельно приобретённом профессионализме, когда ты можешь делать своё дело независимо от обстоятельств, умеешь концентрироваться в любой обстановке – в кругу друзей, под шум колёс поезда, под работу телевизора…

 

В пути

За окном мелькают огоньки,

(Кровь в висках и мечется и стынет.)

Так они безмерно далеки –

Милые, волшебные, простые!

 

Исчезает за окном Москва.

До свиданья, отдыхай, мой город!

Ты, луна, не прячься, не зевай:

Ведь светить влюблённым надо скоро.

 

Перелески, рощицы, поля

Мчатся, зеленеют мне навстречу.

Дышит по-весеннему земля,

Над страной несётся майский ветер.

 

Как сплошная ниточка огней

Вдаль моя дорога убегает.

Всюду май цветёт – и май во мне.

Я пою – и всё мне подпевает.

6 мая 1961г.

 

Многие спрашивают: писала ли Эмма Лозовская прозу? Писала. Ещё со школьной скамьи. А какие были сочинения! Мама их обдумывала и затем писала безо всякого черновика. Однажды из-за этого чуть не пострадала на вступительных экзаменах в институт. Во время экзамена к ней подошёл экзаменатор, посмотрел мамино сочинение, поразился и потребовал…шпаргалку. И долго не мог поверить, что так, сходу, можно писать в такой законченной форме и в таком великолепном стиле. Проза переместилась у мамы в эпистолярный жанр, в активнейшую переписку, которую она вела на протяжении многих лет с родными и друзьями.

Мама не была человеком честолюбивым, амбициозным: не стремилась сделать карьеру, вступить в Союз Писателей, получать награды и общественное призвание. До начала 2000-х годов многое из того, что она писала, было «в стол». Да и потом она говорила, что у неё много слишком личного. Тем не менее, у Эммы Лозовской  есть различные награды:

  • Медаль «Ветеран труда»;
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • Знак отличия «За заслуги перед городом II степени;
  • Памятные часы от Главы г. Подольска Н.И. Пестова.
  • Самая главная для неё Награда – Любовь и Признательность наших горожан.