В небе над Климовском

Ляпин Б.П.(слева) перед парадом 1945 г. , Раменское.

24 мая 1945 года Верховный Главноко­мандующий принял решение о проведении парада Победы. Уроженцу Климовска, стрелку-радисту пикирующего бомбардировщика «Пе-2» Борису Ляпину повезло. Их экипажу под командованием младшего лейтенанта И.П. Онищенко была оказана высокая честь — принять участие в воздушной части парада. Из полка выбрали всего лишь два экипажа.  На тот момент их лётная часть дислоциро­валась в Австрии. Два самолёта «Пе-2» успешно совершили перелёт через Карпаты и после дозаправки во Львове сели на аэродро­ме в подмосковном Кратово, где и должны были проходить учебные тренировки.

      После первой генеральной репетиции всем участникам парада предоставили два дня отдыха. Борис  решил пригласить боевых

товарищей в гости в свой родной Климовск. Друзей долго уговаривать не пришлось. Родители Бориса устроили такой радушный прием, что растрогали фронтовиков до слёз.

После последней репетиции, когда практически все элементы показательного полёта были отработаны, пришёл неутешительный метеопрогноз: в праздничный день ожидается проливной дождь. Воздушный парад, так же, как и прохождение колонн трудящихся, были отменены.

Разочарованию летчиков не было предела. Их лишили возможности продемонстрировать своё высочайшее мастерство пилотирования перед тысячами зрителей. И тогда командир экипажа Иван Прохорович Онищенко, человек смелый и отчаянный, говорит Борису: «А давай-ка мы пролетим над твоим городком. Устроим небольшой воздушный парад. Поприветствуем климовчан. Уж очень мне у твоих родных понравилось».

Лётчики эту идею охотно поддержали. Два самолёта «Пе-2» поднялись в воздух и взяли курс на Климовск. В районе Шепчинок они разошлись, а затем над Климовском пошли на снижение. На очень малой высоте прошли над улицей Ленина, а в районе посёлка Львовский резко устремились вверх. Так климовчанам посчастливилось стать очевидцами не­большой части воз­душного парада Побе­ды.

…Когда началась война, Боря перешёл в восьмой класс. Он очень хорошо запом­нил первый налёт вражеской авиации на Москву. Было это 23 июля. Стоял сплошной гул, само­лёты летели в сторо­ну Подольска, а по­том раздался силь­нейший грохот от раз­рывов снарядов. С тех пор мальчишкам стали поручать очень ответственное зада­ние: во время налё­тов фашистских са­молетов они должны были дежурить на крыше здания милиции и определять местонахождение так называемых «сигнальщиков» — предателей  диверсантов, которые указывали врагу, куда сбрасывать бомбы.

Осенью, когда враг подошёл совсем близко к Москве, было принято решение об отправке Климовского машиностроитель­ного завода в глубокий тыл. Мать Бориса трудилась бухгалтером в завкоме, поэтому она с четырьмя детьми села в эшелон и поехала в Челябинск. А отец Пётр Ивано­вич, занимавший в то время ответствен­ную должность, остался в Климовске.

Когда поезд проезжал по мосту через Москву-реку в районе Коломны, начался налет фашистских самолётов. Было очень страшно. К счастью, ни один снаряд в эшелон не попал. Именно тогда Борис поверил, что судьба его бережёт.

Вскоре климовчане без особых препятствий добрались до места назна­чения. Борис пошёл трудиться на завод токарем. Устроилась на работу и мама.

В июне сорок второго семья верну­лась домой в Климовск, к отцу. В том же году парень решил поступать в артилле­рийскую спецшколу. После её окончания в марте 1944 года Борису присвоили звание сержанта и в составе группы из 29-ти выпускников направили служить стрелком-радистом в лётный состав авиации. Командир корпуса, прослав­ленный лётчик, гвардии генерал-майор авиации И.С. Полбин определил моло­дых бойцов в часть пикирующих бом­бардировщиков. На своём «Пе-2» Борис успел сделать семьдесят один боевой вылет. Четыре раза был сбит. Чудом остался жив в феврале сорок пятого в боях за немецкую крепость Бреслау.

…Вражеский гарнизон, окруженный в городе-крепости, отчаянно сопротив­лялся. Казалось, что земля лопается от взрывов снарядов. В тот раз экипажу Ляпина пришлось несколько раз пересе­кать линию фронта из-за технической неисправности никак не получалось сбросить бомбы, а со снарядами захо­дить на посадку нельзя. И снова Борис в очередной раз убедился в том, что судьба его бережёт. В небе над Бреслау погибло много его фронтовых друзей, в их числе и самый близкий — Юлий Кругликов.

В воздушном бою под Бреслау был сбит самолёт генерала И.С. Полбина. А Борис Ляпин продолжал сражаться с фашистами, летал на Берлин. Свой последний боевой вылет он совершил 11 мая 1945 года. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашис­тами, Борис Ляпин был награждён орденами Красной Звезды, Отечествен­ной войны II степени, медалью «За боевые заслуги».

Его неоднократно приглашали принять участие в парадах Победы на Красной Площади. Но Борис Петрович всегда отказывался. Он полагал, что есть более достойные герои-фронтовики. «Да и был уже у меня в жизни парад в небе над родным Климовском», — говорил Б.П. Ляпин.

 

Корреспондент Татьяна Дьякова

Газета «Заводская Правда» от 07 мая 2010 г.